folio Photo

CLOSE

Очерки по истории концептуализма в ИЗО 3. Идея и язык

Идея как искусство
Понимание искусства как идеи и пути к его логическому завершению, неразрывно связано с именем  Джозефа Кошута (Joseph Kosuth), который разработал высоко аналитическую модель, основанную на понятии, что искусство должно постоянно ставить под сомнение свою собственную цель. Сопровождая свои идеи, наиболее известные в трехтомном эссе под названием «Искусство после философии» (Art after Philosophy, 1969), Кошут утверждал, что необходимо отказаться от оценки традиционных средств массовой информации, чтобы преследовать эту самокритику. Он поставил под сомнение представление о том, что искусство обязательно должно проявляться в визуальной форме – или в любой физической форме вообще.  Многие, подобно Лоуренсу Вайнеру (Lawrence Weiner) также заявили о необходимости отказаться от практики создания физических произведений искусства. Стремясь свести к минимуму существенность искусства, художники стремились убрать эстетические критерии и товарный статус из художественного уравнения. «Дематериализация художественного объекта», - так искусствовед Люси Липпард (Lucy Lippard) описала тенденцию в летописи концептуализма. Эта дематериализация имела тонкий политическое подтекст. Идеи концептуального искусства часто вызывали рассеивание (вместо образования) и освобождение (вместо создания), а многие концептуальные художественные идеи были открытыми предложениями, которым не хватало упущенных выводов. Например, «Заявления» Лоуренса Вайнера 1968 года включают «Поле, созданное структурированными одновременными взрывами ТНТ» и «Один стандартный маркер красителя, выброшенным в море» (A field created by structured simultaneous TNT explosions and One standard dye marker thrown into the sea) и олицетворяют открытую и антиавторитарную позицию движения. Как объяснил Винер в своей «Декларации о намерениях» (1968-9), «Искусство, которое налагает условия - человеческие или иные - на приемника для его оценки - в моих глазах, представляет собой эстетический фашизм».

Искусство языка
Хотя использование текста в искусстве не было чем-то новым в 1960-х годах - текст появляется наряду с другими визуальными элементами в кубистских картинах, например, такие художники, как Лоуренс Вайнер, Джозеф Кошут, Эд Руча и Джон Балдессари, (Lawrence Weiner, Joseph Kosuth, Ed Ruscha, and John Baldessari) приняли текст в качестве главного элемента. В отличие от своих предшественников, это поколение имело университетские степени, что отчасти объясняет их интеллектуализм и влияние их исследований в лингвистике. Используемый язык предназначался для обозначения себя и художественной идеи. Текстовое искусство часто использует абстрактные формулировки, иногда в виде крутых команд, двусмысленных утверждений или всего лишь одного слова для создания ассоциаций зрителя. Несмотря на то, что концептуалисты первой волны, такие как Вайнер и Бальдессари, продолжают действовать и сегодня, они вдохновили молодых художников - от Дженни Хольцер до Трейси Эмин, (Jenny Holzer to Tracey Emin) продолжить практику языкового искусства.